rainbow

Для нас всякое отечество - чужбина, и всякая чужбина - отечество

Наш Он Покой

о Вонифатии мученике
rainbow
olshananaeva

Перед Рождеством
rainbow
olshananaeva
И, когда расколешь кровлю –
Мы поднимемся на крыши,
Среди нас – Твоею новью –
Победивший, Победивший!

Путь Его – в захода страны,
для Него – ничто не поздно:
перевяжет сердца раны,
наречет на небе звезды.

О, знакомый голос: - «Где ты?»,
тихий свет ограды рая!
Там рождаются легенды,
память в пурпур повивая…

Пойте! Лозы винограда
до земли склоняют грозды.
Пойте путь Его на запад,
на Его взирая звезды!

Сквозь сплетенья темных веток
чаем свет ограды рая –
кто отчаялся в ответах –
на Его звезду взирает.

Пойте путь его доныне –
с юга, моря и востока!
Как свежа стезя в пустыне,
как светла Его дорога!

Не такой, каким мы ждали –
Наш неузнанный Спаситель,
Близких грез и дальних далей
Победитель, Победитель!


19.09.2008 - 03.12-2016

Новый Год и Сатурналии
rainbow
olshananaeva
именно символическое прислуживание рабу за столом вне Сатурналий имело символическую и юридическую силу – оно было частью ритуала отпускания на свободу раба. Святитель Иоанн Златоуст еще был свидетелем этого обычая, поэтому он говорит о полученной даром свободе христианина, венцом и образом которой является Евхаристия: «Здесь Сам Царь подает тебе Чашу!»

Удивительна тема свободы, прощения долгов, нового года – «нового лета» благости пусть не истинного Бога, но бога, придуманного людьми от их желания примирения и радости всех – и богатых, и бедных, и свободных, и рабов. Этим жил Рим – не случайно один из главных холмов Вечного Города, Капитолийский, носил также и имя Сатурна, а один из его древнейших храмов располагался на римском Форуме – не в пригороде, как храм бога-пришельца, например, Эскулапа, а храм коренного, древнего бога Рима. И казна римская хранилась в храме Сатурна. Он знал, как распоряжаться ею справедливо. Лациум, земли, на которых стоял Вечный Город, называли «землею Сатурна».Подобные обычаи, впрочем, были у многих народов древности. Но самое интересное – такой обычай был в Древнем Израиле.
…В образе Сатурна мешается и «прадедушка Мороз» и «дедушка Мороз». Христианство отделило одно от другого, преодолело ту самую тяжкую «античную двойственность», о которой писал знаменитый русский философ А.Ф. Лосев. Осталась доброта, отпускающая на свободу, когда уже нет никакой надежды. Потому что люди – из плоти и крови, они просты и слабы, и хотят радости.


Песня хананеянки.
rainbow
olshananaeva
видишь они за Тобой идут

камни умолкнут они вопиют

чтобы не обернуться мне вспять

вслед Тебе не кричать

крохи Твои под моим столом

чада-щенята играют в нем

пира и радости полон дом

знамя Твое надо мной

слышишь солдаты сюда идут

здесь поцелуями предают

как на горах ароматов олень

Ты убегай скорей

словно Орфей шагаешь ты вниз

как Александр и как Дионис

словно Асклепий Спаситель всех

Отчею молнией

капли от крови землю прожгли

от Галилеи до края земли

велия вера Твоя

Раввуни

хоть слово одно скажи

как на рассвете встретишь меня

новое утро нового дня

где Ты надежду мою положил

имя мое скажи.


19.12.2016

Замечательное стихотворение о святом Николае
rainbow
olshananaeva
Говорят, что на небе все молоды,
Что в раю нету счета годам.
Отчего же ты, отче Николе,
Старым дедушкой видишься нам?

Легкий кашель, морщины, залысины,
Жест святителя, свет, чистота, —
Да, и старость прославлена в Истине,
Как и детство, легка и проста.

Мир без тени, лазурный и розовый,
Белобровый внимательный взор,
Белый саккос, льняной и березовый,
Мирликийский златой омофор, —

Образ вешний твой, церковка тесная, —
Сколько пролито слёз и соплей!..
Деды внуков лелеют и пестуют,
Как не пестует мать сыновей.

В нас уже не отыщешь смирения,
В нас уже не осталось любви.
Покалеченные поколения,
Дети блудные, внуки — твои.

Ты над нами, страстями болезными,
Держишь меч защищающий свой
Не за крыж, как палач, а за лезвие
Узловатой, сухою рукой.

Человекам дорога накатана:
Предстоит всем умрети — и суд.
И чему ты, душа, нас сосватала?
Где найдём мы последний приют?

Что присудится — то не изменится.
Но ты нас не забудешь и там,
И дарить будешь золото девицам,
И являться в пути морякам.

(о. Сергий Круглов)

святая Варвара
rainbow
olshananaeva
О, ткань –
крещАта на просвет,
к плечу - плечо,
без слова "нет",
так проливаясь горячо,
как кровь и свет.
…Чернеет, щеря зев-нутро
пустой проем…
Он держит мир,
пробит в ребро
небытием.

16.12.2010


Канун великомученицы Варвары.

святая Варвара
rainbow
olshananaeva
Христос Бог смотрит на каждого умершего человека не как на «останки черепа и крупных трубчатых костей». Для Него все эти «кости сухие», закопанные в поле-могиле – кости Его детей. Это дети Его – жемчужины, закопанные в смертном поле. Том поле, которое не имеет никакой иной цены, кроме смерти Сына Божия.
Каждый умерший и обреченный на смерть (оттого, что рождается в смертоносный мир и живет в смертоносном мире) – дитя Его. Каждый – дитя Его единственное, возлюбленное, каждый – жемчужина драгоценная, глубоко похороненная в чужой, варварской земле. Что же – Он Спаситель, и дело Его – спасать, как сказал когда-то Климент Александрийский.

Он смерть попрал смерть, купил кровью и исполнил жизни смертоносное поле – ныне смерть не имеет власти ни над Христом (Рим.6:9), ни над теми, кто Христовы (Гал.5:24).

И вот Он, Христос Бог, говорит каждому: «Слышишь ли? Умирая, Я следую за тобой!» (свт. Григорий Великий).




Да каковы вообще признаки науки? Что отличает ее от любой другой отрасли знания?
rainbow
olshananaeva
Оригинал взят у aunt_millicent в post
А вот это очень хорошо про науку.

"Да каковы вообще признаки науки? Что отличает ее от любой другой отрасли знания?

Абсолютная истинность положений? Но тогда каждый век будет признавать уче­ными, пожалуй, только своих современников и отвергать всех предшественников. Наличие печатных работ? (Все отделы кадров исходят в оценке ученого именно из
этой идеи: критерий учёности — список работ). Но тогда все науки возникли ав­томатически одновременно с возникновением книгопечатания, а быть или не быть ученому ученым, решает директор издательства. Или важно наличие профессио­налов с высшим образованием, а еще лучше с учёными степенями и званиями? Но тогда как быть с внеуниверситетской наукой, с самоучками, с гениями эпохи Воз­рождения, которые не специализировались в какой-то одной науке?

Конечно, всякую современную науку отличают и наличие журналов и публи­каций, и организация профессионального образования, и многое другое — научные учреждения и общества, специальная (нередко дремучая) терминология, системати­ка, библиография и т. д. Но всё это далеко не всегда появлялось сразу, и мы должны определить, без какого или каких признаков существование науки (хотя бы и нераз­витой, хотя бы и затруднённое) всё же мыслимо, а какой или какие признаки — не просто необходимы, а являются определяющими, так что отсутствие их лишает нас права констатировать науку?

Не буду излагать подробную аргументацию ответа, ибо этот сюжет выходит за пределы данного курса. Скажу сразу: таких основных признаков у науки два — научная задача (проблема) и научный подход (метод).

«Задача каждой науки состоит в том, чтобы за толпой случайностей открыть необходимость» (Гегель 1930: 245). Но разве не поиск такой необходимости состав­ ляет и суть религии, магии, спиритизма — за толпой случайностей узреть волю высших сил, — а что может быть дальше от науки? Гегель подошел к делу как философ и определил задачу науки очень метко, но обобщенно, отвлекаясь от наличия ана­логичной задачи у некоторых других отраслей знаний.

Дарвин, типичный ученый-эмпирик, предложил мимоходом другое определе­ние— менее глубокое по мысли и менее блестящее по форме, но с одним преиму­ществом — более четкое: «наука состоит из такой группировки фактов, из которой
можно выводить общие законы или заключения» (Дарвин 1959: 196). Но разве ал­химики и астрологи не исходили из фактов, разве не делали они опыты с колбами и не наблюдали звезды в подзорные трубы? А между тем, всем известно, что это
лженауки.

Именно метод и отличает науку от лженауки. «Метод--самая первая, основная вещь, -- говорил академик И. П. Павлов. — От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Всё дело в хорошем методе» (Павлов 1952: 16).

В замечательной книжке «О профессии исследователя в точных науках» Е. М.Регирер (1966: 81) так формулирует сущность научного метода: «Строить предположения о ближайших причинах — гипотезы — и проверять на соответствие фактам те выводы, которые из этих гипотез вытекают — это и есть научный метод...

Во всех науках имелись и имеются ложные гипотезы, ошибочные предположения. Ни одна наука не становится от этого ненаучной, если только она ведет системати­ческую проверку и изучение выводов принятой гипотезы». Именно из этого главного научного метода вытекает вся совокупность приемов (частных методов) и этапов исследования, которую мы зовём методикой исследо­вания. Ведь чтобы осуществить такую группировку фактов, из которой можно по­лучать обобщения и предположения о закономерностях, причинах и зависимостях, чтобы затем извлекать следствия из этих гипотез (ожидания) и проводить система­тическую проверку этих следствий на всё новых наблюдаемых фактах, необходимо:
1) добывать факты — в археологии это полевые исследования, разведка, раскопки;
2) препарировать их и накапливать их для дальнейшей работы (реставрация, консервация, технологические анализы);
3) классифицировать факты, строить систематику своей науки;
4) выдвигать гипотезы, теории, концепции, которые для систематической про­верки и для того, чтобы в науке был прогресс, также должны накапливаться, си­стематизироваться, объединяться в направления, течения и школы;
5) обозначать факты, их группы и теоретические положения специальными тер­минами;
6) регулярно обнародовать факты и открытия — в печати, музейных экспозицияхи на встречах (заседаниях, конференциях, конгрессах), — чтобы каждый вклад как можно быстрее вводился в науку и принимал участие в обеспечении, подготовке и
стимулировании дальнейших успехов;
7) завести и содержать специальные учреждения, наилучшим образом приспо­собленные, оснащенные и снабжаемые для выполнения всей этой работы, с соответ­ствующим штатом специалистов-профессионалов;
8) организовать отбор и подготовку специальных кадров, наиболее пригодных для всех этих операций, наладить преподавание, создать учебники и т. п.

Для каждой из этих операций нужны (и существуют) свои конкретные мето­дика и техника. Но все эти аксессуары науки — направления, школы, концепции, терминология, институты, профессора и студенты — всё это лишь видимость и пу­стой звук, если не объединено и не наполнено одной единственной идеей: добывать из группирования фактов гипотетические закономерности, извлекать из последних следствия и систематически проверять эти выводы на соответствие другим фактам. С другой сторрны, если это есть, то и отсутствие профессоров, журналов, школ и т. п. не помешает нам признать наличие науки, пусть еще только в ее ранних прояв­лениях" (Л.С.Клейн, История археологической мысли).


Не ты ли самарянин?
rainbow
olshananaeva
Притча о милосердном самарянине давно превратилась для нас в морализаторский рассказ для младших классов воскресной школы. Несомненно, плохо поступили священник и левит (ну конечно, они ведь были плохие и ветхозаветные!), бросив человека на произвол судьбы. Мы бы так не сделали, и так делать вообще нехорошо. И хорошо поступил самарянин, что спас этого несчастного.

Так, как поступил самарянин, каждый нормальный человек, вообще-то, должен поступать, если видит, что на дороге умирающий лежит. Ну, не на осла погрузить, так хоть побыть рядом до приезда «скорой» и полиции.

Неужели древние жители Палестины были такими жестокими? И их каменные сердца пытался пронять Иисус Христос Своей притчей – чтобы они, наконец, начали помогать друг другу?

С другой стороны – разве есть рассказы о том, как Иисус и апостолы собирали жертв разбойников по дорогам, отвозили их в гостиницы, следили за их уходом и питанием, и вообще занимались благотворительностью – так как это больше никого не интересовало?

Наоборот, в Римской империи всем было известно, что взаимопомощь у иудеев была весьма высока, и ее (как и взаимопомощь христиан) император-философ Юлиан Отступник ставил в пример своим языческим жрецам, добавляя, что иудеи никогда не оставляют своих, а христиане не только своих не оставляют, но и чужим даже помогают.


«Ты самарянин и бес в тебе» (Ин. 8:48) – говорили самому Иисусу, потому что галилеян считали подозрительно близкими нечистым язычникам, уж больно далеко они живут от благочестивого Иерусалима и Храма, да и речь у них другая. И не на Свою ли будущую судьбу Он указывал в этой притче – отверженного, проклятого, висящего на древе (Втор. 21:23), но спасающего всех, сходящего в страшную глубину отверженности, самую бездонную глубь этой бездны.


Перед Рождеством
rainbow
olshananaeva
И, когда расколешь кровлю –
Мы поднимемся на крыши,
Среди нас – Твоею новью –
Победивший, Победивший!

Путь Его – в захода страны,
для Него – ничто не поздно:
перевяжет сердца раны,
наречет на небе звезды.

О, знакомый голос: - «Где ты?»,
тихий свет ограды рая!
Там рождаются легенды,
память в пурпур повивая…

Пойте! Лозы винограда
до земли склоняют грозды.
Пойте путь Его на запад,
на Его взирая звезды!

Сквозь сплетенья темных веток
чаем свет ограды рая –
кто отчаялся в ответах –
на Его звезду взирает.

Пойте путь его доныне –
с юга, моря и востока!
Как свежа стезя в пустыне,
как светла Его дорога!

Не такой, каким мы ждали –
Наш неузнанный Спаситель,
Близких грез и дальних далей
Победитель, Победитель!


19.09.2008 - 03.12-2016

?

Log in