rainbow

Для нас всякое отечество - чужбина, и всякая чужбина - отечество

Наш Он Покой

Previous Entry Share Next Entry
Вервь Раавы
rainbow
olshananaeva

  • 1
Спасибо! Очень интересно и красиво, как Вы делаете акцент на крестной символике рождественских атрибутов. Ведь в богослужебных текстах, насколько я могу судить, тема Креста отсутствует. И даже славянское "воскресение" употребляется в значении восстановления Божиего образа в падшем человеческом существе через приход Богочеловека.
Еще мое внимание привлекла фраза "Он, Иисус, не сын Навин, но сын Мариин, входит в небытие". Это Ваша метафора или где-то уже было в богословии или литургике?

Спасибо Вам за такое неожиданное внимание к моим скромным наброскам!
Попробую ответить на Ваши вопросы.
Слово "вос-крес-ение", насколько я знаю, однокоренное с корнем "крес-а-ло", то есть соотнесено с огнем, а не крестом. Хотя на его этимологию есть разные взгляды. Однако равноап. Николай переводил на японский язык "Христос воскрес" как "Харисутос фуккацу! - "воссиял!"

Тема Пасхального тридневия, несомненно, присутсвует во всем богослужении Рождества и Крещения ( как одного, но разделенного на два, праздника). Тема погребения там есть. Перекличка с каноном Великой Субботы (фактически, Пасхальным каноном) - тоже есть.

Про то, что "Он, Иисус, не сын Навин, но сын Мариин, входит в небытие" я написала сама, но, несомненно, после размышлений над какой-то книгой.



Возможно, я не права, но мне представляется, что вообще в самих текстах темы праздников сознательно не смешиваются, для того, чтобы Церковь смогла полностью пережить содержание именно этого события. Жанровые переклички канонов и вообще единство "материи", выражаемое в осмогласии и ограниченном числе литературных и музыкальных жанров, помогают органической связи всех праздников между собой. Этому же помогают и такие наблюдения как Ваши. Мне особенно понравилось это: Она отвернула Лик свой – в пророческом предчувствии Своей бесчадности, которую принесет Крест, — но она взирает на многих Своих чад – от востока, и запада, и севера и моря, по Исайе (Ис.54:1)
Еще вопрос: про "внука Давида и Урии" - это тоже Ваше или где-то уже было? Просто мне лично тоже хотелось бы, чтобы и Урии было такое утешение.
Про "воскресение" я имела в виду не столько этимологию, сколько идею смерти и освобождения от нее. Кажется (крещусь), что слова "смерть" вообще нет в рождественской службе (паремии не проверяла).

Да, впечатление, что служба "бессмертная", главная тема - обОжение.
Но невозможно разложить дело Христово по полочкам, поэтому и праздники-мистерии перекликаются, отражая дело Христово под разными углами, как сияющий камни Нового Иерусалима...
Про внука Давида и Урии -было у меня :)

Урия.

http://www.proza.ru/2011/05/15/1492

Поэма "Урия Хеттеянин. Восемь теофаний"
http://www.stihi.ru/2013/01/06/6003

Отличное эссе, спасибо!

Спасибо, это как второй подарок теперь для меня от Вас :))

Спасибо Вам за такие глубокие и вдумчивые замечания. Я не часто их получаю... прямо рождественский подарок! Спасибо.

вот, например:

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, / от восток пришедше, волсви / поклонишася Богу вочеловечшуся / и, сокровища своя усердно отверзше, / дары честныя приношаху: / искушено злато, яко Царю веков; /

и ливан, яко Богу всех; /

яко тридневному же мертвецу,

смирну Безсмертному. /

Вси языцы, приидите, поклонимся рождшемуся / спасти души наша.

Re: вот, например:

Точно-точно! Я даже пока скрыла ссылку, надо подкорректировать. Спасибо за примеры!

Re: вот, например:

Активно продолжаю искать :)

Re: вот, например:

Но согласитесь, что это нелегко? :)

Re: вот, например:

Тема "скрыта" темой Воплощения,согласна. ( но для античного мышления плоть = смерть)

Re: вот, например:

Вот еще, прямо по заказу, к нашей беседе:
"Интересно заметить, что византинские литургические книги дают «Рождеству по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» название «Пасха»"
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3461/

Re: вот, например:

Вот, теперь уже с Рождеством!
Да, это точно. Недаром в некоторых странах есть приветствие: Христос родился! - Воистину родился!
Сегодня во время службы следила по книге и была очень довольна тем, что, благодаря нашему разговору, многое было знакомо и уже насыщенно смыслом.

Re: вот, например:

Воистину родился Христос!
А впереди ещё Крещение, Богоявление с его канонами...

еще примеры смерти:

Веселися, Иерусалиме, / торжествуйте, вси, любящии Сиона: / днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. / Рай нам отверзеся. / Змий упразднися, / юже бо прельсти первее, / ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд / спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. /

Это Великая вечерня,"На стиховне стихиры
самогласны, глас 2".

Вот "говорящее" повторение мелодии:
По 1-й стихологии седален, глас 1.
Подобен: Гроб Твой, Спасе:
Во яслех нас ради безсловесных положился еси, / Долготерпеливе Спасе, младенствовав волею; / пастырие же Тя воспеша со Ангелы, зовуще: / слава и хвала на земли рожденному / и обожившему земнородных существо / Христу Богу нашему.

Вообще, плоть и смерть для античного мышления - синонимы.

По 2-м стихологии седален, глас 3.
Подобен: Красоте девства:

Превечнаго и Непостижимаго, / Соприсносущнаго Невидимому Отцу, / во утробе плотски носила еси, Богородице, /

Сообразен бренному умалению растворением, Христе, быв / и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества, / землен (СМЕРТЕН) быв, и пребыв Бог, / и возвысивый рог наш, / Свят еси, Господи.

последняя нищета: / что бо хуждше вертепа? / Что же смиреншее пелен? / В нихже просия Божества Твоего богатство. / Господи, слава Тебе.

Последняя нищета - это и есть смерть.

Канон 2 песнь 4

Отчее рождши Превечное Слово, / яко благоволи Сам запечатанную утробу проити / истощанием странным.

Ясно, что кеносис - это смерть Бога, странное истощание, последняя нищета. Воплощение - это уже Крест.

Светилен:

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени (сени смертной! - отсыл к (Ис. 9, 2)обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь.

Он уже шагнул в смерть, к нам.

Спасибо Вам, Вас всегда интересно читать, просто не всегда есть что сказать или спросить. Я, пожалуй, сошлюсь на Вашу статью у себя, чтобы иметь при себе. С навечерием Рождества!

Спасибо Вам большое-пребольшое!
С Навечерием Рождества Христова!

Как тщеславцы из детской повести "Пешком под облаками" не упущу возможности спросить - а Врача из Вифинии Вы не читаете иногда? :)))

Не читаю, простите! Просто вообще много лет не читаю прозу.

Это правильно! :)

  • 1
?

Log in